http://www.levi.ru/houses/mus_apteka/max_funct_music.shtml

Музыка для жизни: функциональная музыка как явление современной культуры сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта
Максим Леви, кандидат психологических наук, Академия управления МВД России.

 Вопрос о функциональности музыкального искусства, как и других искусств, сводится к целям и областям его использования. Как бы кому ни хотелось, музыка слушается и исполняется, во-первых, в самых разных местах и ситуациях, а во-вторых и в-главных - с самыми разнообразными целями, далеко выходящими за рамки простого развлечения, получения эстетического наслаждения или духовного развития.

Посему весьма прискорбно то снисходительно-пренебрежительное (мягко говоря) отношение, что выказывают лучшие и просвещеннейшие знатоки музыкального искусства к так называемой "прикладной" музыке, постулируя некую изначальную ущербность последней, в противоположность музыке "автономной", якобы полноценной.

Музыка прошлых лет, ныне звучащая как "автономная", изначально зачастую появлялась на свет именно как прикладная, да к тому же то и дело заново обретает прикладное значение: используется в музыкальной терапии, для музыкального сопровождения труда и т.д. Последнее справедливо даже для старинной музыки в аутентичном исполнении; что и говорить тогда о многочисленных современных обработках, выполняемых с разной долей вкуса и безвкусия! Не приходило ли кому в голову упрекнуть, скажем, К. Монтеверди, да и многих его предшественников и последователей, за то, что они использовали в своих церковных сочинениях мотивы григорианских хоралов, чем "исказили" их чистое и строгое звучание?

"Прикладная" и "функциональная" музыка - по сути синонимы, однако первый из этих терминов больше подходит для искусствоведов, а второй - для нашего брата психолога. Каков собою феномен функциональности музыкального искусства, что это такое - вряд ли когда-нибудь будет вполне точно определено: явление это изменчивое и развивающееся. Среди функций музыки в одной из классификаций названы следующие: стимулирующая, седативная, церемониальная (включая ее применение в религиозных, военных ритуалах и др.), коммерческая (включая применение в труде, в торговле, просто для развлечения), терапевтическая, образовательная. Очевидно, подобная классификация, несмотря на феноменологическую полноту, страдает отсутствием системности: в ней смешаны цели и сферы применения музыки. Для систематизации представлений о функциях музыки, т.е. целях, с которыми она используется, мы предлагаем выделить несколько уровней ее воздействия на человека (см. табл. 1).
Таблица 1.

Уровень воздействия

Цели использования

Биологический.

- Смягчение физического дискомфорта, уменьшение болевых ощущений; - Влияние на различные физиологические процессы (кровообращение, дыхание, внутреннюю секрецию, иммунитет и др.); - Терапия болезней, повышение эффективности различных методов лечения при комплексном их применении.

Психофизиологический.

- Преодоление однообразия стимуляции органов чувств; - Повышение физической работоспособности; Улучшение функций восприятия, внимания, памяти, сенсомоторных реакций; - Повышение уровня бодрствования, преодоление сонливости; - Релаксация, ускорение засыпания.

Психологический

- Улучшение настроения, создание положительных эмоций (тимогенная функция); - Снижение тревожности, отвлечение от неприятных мыслей (анксиолитическая функция); - Избавление от скуки или пресыщения какой-либо деятельностью; - Выявление и отреагирование - внешнее выражение - накопившихся переживаний (функция катарсиса) ; - Изменение состояния сознания, создание ощущений погружения в "другую реальность".

Ценностно-смысловой

- Воодушевление на выполнение какого-либо дела, способность вызывать энтузиазм и т.п.; - Формирование мировоззрения, системы ценностей, направленности личности; - Развитие нравственных качеств человека.

Социально-психологический

- Улучшение способности к общению, повышение контактности, преодоление явлений аутизма; - Сплочение, объединение коллектива людей, улучшение их взаимоотношений; - Влияние на поведение больших и малых групп.

 

Наша классификация, что греха таить - сугубо, даже безнадежно психологическая. Потому и оказался весь медицинский аспект воздействия музыки свален в одну кучу: вряд ли, скажем, квалифицированный музыкотерапевт согласится, что влияние на сердечный ритм и на содержание иммуноглобулинов - это один и тот же уровень воздействия. В организме структурных уровней масса. Аналогично и в сфере социально-психологической: разве один уровень - влияние на обстановку в семье и на умонастроения больших общественных групп?..

Определив основные прикладные функции музыки, возьмемся далее за описание основных сфер, направлений ее функционального действия, образующихся как целенаправленно, так и стихийно. Сразу скажем, что эти магистральные пути порой трудно отличить один от другого, ибо они взаимно "плавно перетекают".

Остановимся на следующем разделении:

  1. Музыкальная терапия.
  2. Музыка на работе.
  3. Музыка за рулем.
  4. Музыка в спорте.
  5. Музыка и торговля.
  6. Музыка в образовании и воспитании.

Таковы и будут последующие разделы нашего обзора.

Музыкальная терапия
Основные направления практикуемой в нашей стране музыкальной терапии как самостоятельного метода ("музыка мозга" Я. Левина, вокало- и музыкотерапия С. Шушарджана, музыкотерапия В. Петрушина, онтопсихологическая музыкотерапия, кое-какое доморощенное "чудо-целительство") и как компонент комплексного лечения или психотерапии (аутогенная тренировка, метод С. Грофа, терапия творческим самовыражением М. Бурно, психотренинги с музыкой В. Басова, "бинауральные" технологии Р. Монро со товарищи) рассматривались нами ранее, поэтому ограничимся описанием лишь некоторых, не затронутых в нашем предыдущем обзоре методов, а также фрагментов необъятной зарубежной литературы по этой тематике.

Нетрадиционная система постановки голоса, разработанная В Багруновым, оказывает, по словам автора, помимо основного обучающего, определенное оздоравливающее и психорегулирующее воздействие. Его методика основана на восстановлении природной способности звукоизвлечения (ведь младенцы, обладая многократно меньшей по сравнению со взрослыми силой легких, способны подавать чрезвычайно громкий голос): применяются упражнения для формирования "малого дыхания" и улучшения соединения гортани с трахеей, т.к. звук голоса порождается бронхиальной системой, а не голосовыми связками. В результате достигается способность без усилия говорить и петь долго и выразительно, а как следствие - повышается коммуникабельность и уверенность в себе, а заодно - способность к релаксации, снятию лишнего напряжения. Отметим, что указанная система в значительной мере близка отдельным методикам "онтопсихологической" музыкальной терапии А. Менегетти: "...все части вашего тела будут участвовать в пении, словно звук производят не только голосовые связки, но и все, даже самые маленькие мышцы вашего тела... Начать можно с молчания, чтобы лучше проявился ваш внутренний голос. Потом можно петь без слов на самых низких тонах, потому что они вызывают в нашем организме максимальный резонанс... чтобы в каждой клетке организма чувствовался отклик, зарождающийся в глубинах."

Метод музыкальной электростимуляции был предложен В.С. Тесленко. "... Его особенность в том, что он сочетает в себе классический метод электродного лечения (электрофорез) и новый - ...прослушивание музыки. ...на электроды подается электрический сигнал, преобразованный из звукового сигнала музыкальной композиции, что делает его многогармоническим; причем амплитуда и частота тех или иных гармоник изменяется со временем, благодаря чему организм не устает от лечебного воздействия. А синхронное  прослушивание этой же музыкальной композиции, выбираемой самим пациентом, эмоционально усиливает электродное воздействие ...известно множество заболеваний, которые он (такой метод) позволяет излечить. Применение музыкально гармонизирующей физиотерапии рефлексогенных зон и точек акупунктуры способствует более эффективному проведению терапевтических мероприятий, сокращению сроков лечения больных по сравнению с раздельно применяемой в настоящее время электростимуляцией и звуковой музыкотерапией".

Таблица частот и их нозология (по В.С. Тесленко, приводится с сокращениями - М.Л.)

Частота в гц

Нозология

0,04

лейкоцитстимулирующий

0,1

аутоиммунные заболевания

0,2

детоксикация почек

0,3-3,0

тета-ритм головного мозга, начальная фаза сна, глубокая медитация

0,4

стимуляция лимфотока, кровотока, детоксикация печени

0,7

дерматит, экзема

0,7-4,0

воздействие на лимфо- и гемодинамику

0,9

астма, токсические и инфекционные поражения печени (гепатит, цирроз)

1,0-10

стимуляция сенсорных и моторных рецепторов

1,2

аутоиммунные заболевания, тахикардия, слабость в коленных суставах

1,2

симпатикотонический, (адренергический), противовоспалительный, антиаритмический, регуляция ликвородинамики, лимфостимуляция, вазогенный

1,33

регуляция иммунной и барьерной функции кожи

1,6

артриты, артрозы

1,65

ваготонический

1,7

акнэ, абсцесс, гипотония, дерматит, парадонтоз, симпатикотоническое действие, фурункулез, экзема

1,75

адренергический, антигистаминный, противоаллергический

2,2

психостимулирующий

2,5

бессоница, вегетативные нарушения, гиперменоррея, головная боль, связанная с заболеваниями придаточных пазух носа, контузии, травмы, парадонтоз, синусит, экземы

2,6

вирильный синдром, геморрой, головные боли при заболеваниях печени, кишечная головная боль, дерматит, импотенция

2,8

нефрит, нефролитиаз, почечная колика, нефросклероз, уремия

2,9

насморк (синусит)

3,0-7,0

дельта-ритм головного мозга, транс, глубокий гипноз, повышение регенерационных способностей организма

3,3

антисклеротический, гипотензивный, гипергликемизирующий

3,5

желчнокаменная болезнь, меланхолия, нефролитиаз, почечная колика, страх, слабость в коленных суставах, меноалгии

3,5

дофаминергический

3,6

воспаление, плаксивость, раздражительность

3,7

антиспастический

3,8

аллергия, геморрой,спазмы различного генеза

3,9

обезболивающий, седативный, антифобический; невралгии, расстройства сна (фазы засыпания)

4,0

адипозогенитальная дистрофия (ожирение), астма, вирильный синдром, геморрой, гиперменоррея, эндокринная головная боль, головокружения, гипофизарные нарушения, импотенция, климакс, меноррагии, панкреатогенные нарушения

4,6

нарушения функции паращитовидной железы (воздействие на баланс кальция)

4,9

вирильный синдром, менингеальная головная боль, климакс, меноррагии, ожирение, ригидность затылочных мышц, фурункулез, меноалгии

5,5

сосудистая головная боль

5,8

отогенная головная боль, депрессии

6,0

парасимпатикотонический, гипотензивный, противосудорожный

6,0 -10,0

повышение работоспособности

6,3

головные боли, обусловленные церебральными ангиоспазмами, неврозы, раздражительность, сотрясение головного мозга

6,8

миалгии, судороги мышц

7,0-14

альфа-ритм головного мозга, интелектуальная активность, медитация (у детей данный ритм доминирует)

7,0

стимуляция серотонина

7,5

невралгия тройничного нерва

7,7

паралич спастический

8,0

спазмолитический, регуляция синтеза ДНК

8,0-10,0

наибольшая стимуляция эндорфиновых антиноцицептивных структур, регуляция транспорта катионов, анионов и биологически активных веществ в межклеточной жидкости

8,1

мочегонное действие (диуретическое, баланс калия и натрия), нефролитиаз, почечная колика, нефрит, цистит, пиелоцистит

8,6

переломы, язва двенадцатиперстной кишки

9,2

гипертония, отогенная головная боль, нефрогенная головная боль, подагра, диастолическая гипертензия, дерматит, паралич спастический, нефросклероз, уремия, фурункулез, экзема, сахарный диабет

9,3

паралич вялый

9,45

ангина фолликулярная, астма, тонзиллогенные головные боли, нарушения функции надпочечников, спастическая гипертония

9,6

вертеброгенный, диуретический, иммунодепрессивный, противоаллергический, антисеротонинэргический, артрогенный (выведение токсинов), антидепрессивный, седативный, антиревматический

9,7

артриты, артрозы, ишиас, подагра, нефросклероз, уремия, ревматизм; анальгетический, тонзилогенный, обмен фосфора и кальция

9,8

регуляция гепато-билиарной системы

10,0

высвобождение калия, противоязвенный, противоотечный

14-30

бета-ритм головного мозга- мыслительная активность, концентрация, логические выводы, интелектуальная активность, инстинкт самосохранения ("бегство-борьба"), страх, психосенсорные реакции

20-30

стимуляция нейро-мышечной передачи при парезах

25-100

стимуляция парасимпатической нервной системы, вазодилятация

72

обмен кальция

100

торможение симпатической нервной системы

80, 240

анальгезия

Оригинальный метод музыкальной психотерапии В Элькина основан на использовании определенных цветомузыкальных соответствий. Анализируя давнишние размышления о "цвете тональностей" А. Скрябина, Н. Римского-Корсакова, С Рахманинова и др. и опираясь на теорию семантики цвета М. Люшера, автор разрабатывает свою систему, в которой каждому из 8 цветов люшеровского ряда сопоставлены три тональности, связанные квартово-квинтовым соотношением, причем мажор соответствует основным цветам (красному, желтому, зеленому, синему), а минор - дополнительным (фиолетовому, коричневому, серому, черному). Согласно цветовому выбору, который делает пациент, ему подбираются произведения для прослушивания. По утверждению автора, пациенты сами ассоциируют произведения с теми цветами, которые таковым соответствуют (подтвердить свои заключения с помощью статистических критериев автор счел, видимо, излишним). Легко видеть уязвимость этой теории для критики, ибо в ней игнорируется один из фундаментальных фактов, во время оно легших в основу гештальт-психологии: одна и та же музыка, сыгранная в разных тональностях, действует на человека если не совершенно одинаково, то, во всяком случае, куда более сходно, чем разные мелодии в одной тональности. Непонятно также, учитывается ли автором тональный план произведений - переходы из одной тональности в другую, часто имеющую "другой цвет". Кроме прочего, автор постулирует соответствие тональностей и цветов знакам Зодиака, "стихиям" (вода, воздух, огонь, земля), к которым по дате рождения относится композитор, и это тоже находит свое психотерапевтическое приложение. Одно несомненно: если пациенту убедительно сказать, что для него звучит именно ему подходящее произведение - ассоциированное с "его" цветом, "правильной" тональности, да и композитор родился под тем же созвездием, что и он, к тому же если доктор сам его исполнит (что и делает В. Элькин, будучи квалифицированным музыкантом), то благотворный результат очень высоко вероятен.

Кстати, западными учеными было установлено, что наибольшее иммуно-стимулирующее действие оказывает "живая", причем импровизируемая музыка. J. Scartelli утверждает, что для достижения нужного влияния на иммунитет (через психо-нейро-иммунные связи) музыка должна быть "правильной" для конкретного пациента, индивидуально подобранной. Другие авторы исследовали влияние 4-х различных звуковых условий (тишина, отдельные чистые тоны и щелчки, музыкальная радиопередача, музыкальная программа компании Музак (о ней подробнее см. ниже)) на такой показатель активности иммунной системы, как уровень иммуноглобулина "А"; значимое повышение его уровня достигалось только при звучании музыкальной программы Музак.

Благодаря использованию музыки можно добиться уменьшения стрессовой реакции пациентов перед хирургическим вмешательством, что объективно подтверждается снижением содержания кортизола в слюне. Комплексная музыкально-физкультурная восстановительная терапия применяется для пациентов, перенесших трансплантацию костного мозга с целью преодоления мышечной дистрофии и других возникающих проблем. В течение краткого курса (2-3 сеанса) достигалось только большее чувство расслабления и комфорта; длительный же (10 сеансов) курс способствовал также повышению выносливости при выполнении физических упражнений и большей общительности пациентов.

В западных странах музыка также широко применяется в системе медицинской поддержки неврологических больных - при болезнях Паркинсона, Альцгеймера и т.п. В учреждениях для престарелых имеется опыт профилактики старческого слабоумия с помощью музыки. В психиатрических лечебницах наблюдение за пациентами во время массовых прогулок по двору с музыкальным "фоном" показало, что меньше беспорядков происходило при звучании "кантри" и легкой электронной музыки, чем когда включался "тяжелый рок" и "рэп".

Музыкальная терапия показала определенную эффективность при лечении больных с инфарктом миокарда, т.к. "релаксирующая" музыка помогает снизить у них частоту сердцебиения и дыхания, а также уровень ситуативной тревожности. Этот метод применяется и к онкологическим пациентам, причем происходит значимое снижение стресса, вызываемого процессом интенсивной терапии, но существенного воздействия на глубинном биологическом уровне - снижения побочных эффектов химиотерапии - не обнаруживается.

Музыка на работе
Функциональная музыка на рабочих местах с позиций инженерной психологии может считаться регулирующим звеном контура управления человеко-машинной системы, а если работающий ее сам выбирает и регулирует звучание, то можно говорить о подсистеме "человек-музыка". Музыка в системе трудового поста имеет для психики значение, подобное тому, что смазочные масла - для машин. Характерно, что именно такой термин употреблен историографами функциональной музыки: она, дескать, была призвана "подмазать" ("lubricate") капиталистическую экономику.

Чаще всего она существует как "фоновая", воспринимаемая на периферии сознания работающего ("background"), но в зависимости от характера работы (в основном при ее высокой монотонности и небольшой сложности) может выступать на "передний план", обладая полноценным художественным содержанием. В ряде случаев приемлема также "метроритмическая концепция", восходящая к традиции старинных трудовых песен, когда рабочие движения выстраиваются в такт музыке (Бюхер К., 1923, Эсебуа Р.Ш., 1981).

В исследовании, недавно проведенном в Великобритании, установлено, что музыка является ведущим фактором, влияющим на выбор радиопередач, прослушиваемых на рабочих местах. При этом в качестве мотива выбора чаще всего называется то, что "просто нравится музыка" (25%); почти столь же часто упоминается, что "так быстрее проходит время", "легче переносить монотонность и скуку", или что мотив выбора как таковой отсутствует ("просто включено радио"); гораздо меньшее число опрошенных указывают, что музыка "повышает работоспособность" или "расслабляет" (по 5%), либо что они включают ее "для клиентов" (4%). Порой оказывается, что музыка, включаемая против воли работающего, только создает проблемы - мешает работать, раздражает. Как видно, при стремительно расширяющихся технических возможностях и в основном совершенно стихийном характере прослушивания музыки на рабочих местах у "господ империалистов" по сей день имеются большие проблемы с научно обоснованным внедрением функциональной музыки: зачастую встает вопрос уже не о том, чтобы она приносила существенную пользу - помогла повысить производительность труда, снизить травматизм и т.п., а о том, чтобы не нанесла вреда, несмотря на то, что серьезный опыт в этой области накапливается уже в течение многих десятилетий.

Еще до 1-й мировой войны французский предприниматель Ж. Вернье приступил к организации "Национального движения за воскрешение музыки в цехах". В послевоенные годы в США была широко известна "танцевальная прачечная", владельцы которой целыми днями проигрывали работницам на граммофонах пластинки с записями синкопированных танцевальных ритмов. Это, по словам представителя компании, "решило проблемы добровольного повышения производительности труда лучше любого мастера и начальника цеха". В дальнейшем масштабы применения музыки на предприятиях непрерывно возрастали. Предприниматели нанимали ансамбли, которые выступали перед рабочими непосредственно в цехе; широко использовалась и "консервированная" музыка, т.е. музыка в грамзаписи. К концу 1920-х годов в США насчитывалось свыше 670 предприятий, применявших функциональную музыку.

На массовый поток, на широкую коммерческую ногу функциональная музыка была впервые поставлена англо-американской корпорацией "Музак" - ныне наиболее известным ее поставщиком. Ее основателем в 1934 году явился американский генерал, командир Сигнального корпуса армии США, сквайр Джордж Оуэн. Тогда, в эпоху повсеместного распространения электричества и телефонов, у него возник замысел передавать по телефонным проводам для всех желающих новые музыкальные шлягеры, равно как новости и объявления. Идея оказалась не особенно выигрышной: тогда, на заре беспроводного вещания, он исходил из ложного представления, будто люди станут платить за то, что можно услышать по радио бесплатно. Свое лицо компания обрела, когда переориентировалась на музыку для рабочих мест, а не для дома. В годы Второй мировой войны их программы звучали на английских военных заводах, на отдельных предприятиях в США. Продолжая передавать свою музыку по телефонным проводам, Музак стала в 1950-е годы крупнейшим заказчиком Американских телефонных линий. К 1970-м годам их собственными заказчиками стали большинство крупнейших банков, индустриальных и страховых компаний мира: достаточно назвать известных российскому потребителю General Motors, Ford, IBM, Proctor and Gamble, Kodak идр. Слушают их программы и в Пентагоне; они включены в список дополнительного оснащения американской армии, внедрены на радарных станциях войск противоракетной обороны. В 1994 году продукцию Музак слушали до 80 миллионов человек. Музак постоянно расширяет области применения своих разработок. Так, на государственном животноводческом хозяйстве в Иллинойсе их функциональная музыка успокаивает скот, отправляемый на бойню, чтобы от излишнего выброса адреналина не повышалась свертываемость крови и тем не ухудшалось качество мяса.

Компания Музак немало усердствует в оберегании своих авторских прав. В их музыкальных записях, коль скоро они воспроизведены на любом оборудовании, кроме "родного", т.е. для них именно предназначенного, во всеуслышание раздается морзянка: "M-U-Z-A-K".

Как правило, музыка для функциональных программ Музак специально не сочиняется, однако в корпорации работают музыканты, делающие обработки уже существующих произведений (но не самых прославленных шлягеров). Вокальные партии заменяются инструментальными; диссонантные гармонии смягчаются, прихотливые ритмы сглаживаются; убираются резкие мелодические скачки путем переноса ноты в другую октаву; жестко звучащие тембры (в основном электрогитар и медных духовых) заменяются на другие. Таким путем достигается нужный эффект "заднеплановой", или "фоновой" музыки - не захватывать внимание, а поддерживать сосредоточение, предупреждать отвлечение на посторонние размышления, неизбежно происходящее при однообразии действий и звукового фона. "Музак буквально убирает лишние мысли из головы работающих". Специалисты корпорации говорят, что нудная (или "надоедливая, докучающая" - "boring") работа, если ее делать под нудную музыку, становится... менее нудной. Мнение это, однако, не всегда справедливо. Как показано в исследовании В.К. Липинского, музыкальное сопровождение, составленное на основе "фоновой" концепции, абсолютно не улучшало качество операторской деятельности в условиях сенсорной депривации и монотонности "в силу однообразия самого музыкального материала". По данным этого исследователя, для деятельности в таких условиях "оптимальной" по функциональному действию оказалась наиболее разнообразная по жанрам и высокохудожественная музыкальная программа. Музак, однако, вовсе никогда не придерживалась исключительно "фоновой" концепции; сейчас это лишь одна из разновидностей их программ - "фоновый", или "средовой" ("environmental") канал вещания. Вообще же в их тщательно систематизированной фонотеке, насчитывающей десятки тысяч записей, содержатся программы самого различного характера.

В Советском Союзе на производстве было рекомендовано использовать 4 вида программ функциональной музыки в зависимости от степени монотонности и сложности труда, причем чем проще и монотоннее был труд, тем больше использовалось вокальных произведений, т.е. тем больше музыка была "переднеплановой", а не "фоновой". Музыкальных передач за смену было, как правило, от 7 до 9, и занимали они чаще всего от 90 до 120 минут; их количество и общая продолжительность различались также в зависимости от времени суток и года: в ночную смену и зимой музыка передавалась на 1-2 раза чаще или на 15-20 минут дольше. Сменные программы функциональной музыки соответствовали следующим видам работ:

  • Простые сборочные работы на конвейере с продолжительностью операции менее 1 мин. при свободной позе; в программах функциональной музыки рекомендовано применять до 50% песен на родном языке.
  • Сложные сборочные работы на конвейере с продолжительностью операции 1-5 мин. при несвободной позе сидя; допускается 30-35% песен на родном языке при повышенных требованиях к ровности, ритмичности, мелодичности;
  • Простые операционные машинные работы при несвободной позе сидя, в условиях свободного темпа, несколько повышенного шума и существовании некоторой опасности травм; допускается 20-30% песен на родном языке при требовании ровности ритма, мелодического рисунка, инструментовки и громкости;
  • Сложные операционные ручные работы при несвободной позе сидя, требующие повышенной концентрации внимания и напряжения зрения; можно включать в программу не более 10-15% песен на родном языке при максимальных требованиях ровности звучания музыки.
  •  

Эти рекомендации во многом явились развитием идей, почерпнутых из разработок французского консультативно-коммерческого бюро (ДМС): виды работ там были классифицированы по степени загрузки внимания (работа вручную напильником - 25%, управление машиной на улице крупного города - 59%, чтение - 100% и т.д.), и считалось, что нужда в функциональной музыке тем выше, чем эта загрузка меньше. К слову сказать, описание этого французского опыта перекочевало из обзоров А.А. Перроте (1961-62 годы) в несколько вышедших впоследствии книг, вплоть до "Музыкальной психологии" А.Л. Готсдинера (1993 год) - специалиста именитого, но весьма далекого по основным профессиональным интересам от проблем функциональной музыки.

Возвращаясь к зарубежному опыту, нужно отметить, что еще в середине 1950-х годов Дон О’Нейл разработал "Систему нарастающей стимуляции" для поддержки работоспособности, которая стала стержневой основой составления музыкальных программ компании Музак. В течение рабочего дня музыка включается 15-минутными блоками, вмещающими по 5-6 произведений, перерывы между которыми также составляют до 15 минут. Каждое произведение в блоке - более стимулирующее (возбуждающее), чем предыдущее. Каждая композиция получает определенный "балл стимулирующего действия", выставляемый с учетом таких параметров, как темп, ритм, звуковая масса (последнее определяется исходя из количества и свойств звучащих инструментов). В норме друг за другом в программе выстраивают композиции, получившие баллы: 3, 4, 5, 5, 6. Однако в периоды наиболее сниженной работоспособности - утром и после обеда - нужна последовательность произведений, набравших 4, 5, 6, 6, 6 баллов. В нашей стране такой детализированной системы оценки функционального действия музыки разработано не было, хотя, вероятно, и могло быть. Например, В.Б. Поляковой установлено, что изменения частоты сердцебиения у слушающего зависят от того, какой состав инструментов исполняет одну и ту же мелодию: когда тема "Болеро" М. Равеля проводится чистыми тембрами, пульс возрастает в среднем на 6%, когда играют смешанные тембры - на 10%, а когда вступает тутти оркестра - на 11,5%. Никаких определенных "баллов стимулирующего действия" произведениям не присваивалось; в созданных на советских предприятиях фонотеках функциональной музыки на каждую композицию составлялась карточка, где записывался ее темп и ритм, продолжительность, основной состав звучащих инструментов и небольшие комментарии (наподобие такого: "Мелодия приятная, задумчивого характера" и т.п.).

Критически настроенные мыслители говорят, что с развитием функциональности музыки происходит не просто подмена способов ее создания и слушания, а сознательная подмена человеческой общности, каковую и призвана порождать музыка, во всяком случае - "живая", механистической псевдо-общностью. "Так что функциональная музыка не так уж безвредна... постоянно звуча на заднем плане, она символизирует незыблемую власть технократии". Впрочем, руководители корпорации Музак откровенно признают, что их продукция не претендует представить собой культурно-художественную ценность, заявляя, что "музыка - это искусство, а Музак - это наука".

Музыка и торговля
Читатели, должно быть уже догадались, что в советские времена по идеологическим соображениям никто не мог поставить задачу "больше продать" с помощью музыки. В нынешней же России до этого еще руки не дошли (во всяком случае до научного исследования этого вопроса). А вот в Европе, по сравнению даже с Америкой, функциональная музыка нашла большее приложение не на производстве, а как раз в сфере торговли и всевозможного сервиса, причем с ориентировкой более на потребителя, нежели работника. Для корпорации Музак это стало ведущим направлением деятельности наряду с музыкальным сопровождением труда. Музыка, звучащая в магазинах, стала в не меньшей степени определять их облик (нынешней модой поименованный "имиджем"), чем ассортимент товаров, оформление и расположение деталей интерьера и т.д. Это справедливо в первую очередь для небольших, узко специализированных торговых точек: они часто предназначают как свои товары, так и музыку для клиентов определенной возрастной и социальной категории, или специфических вкусов. Для крупных универсальных магазинов - супермаркетов - больше хар