История возникновения вокалотерапии.
С.В.Шушарджан.

В начале далеких девяностых, я - врач рефлексотерапевт и терапевт общей практики, стал гостем новогодней программы "Семейные встречи". Задумка режиссеров, в непринужденной обстановке попросить спеть доктора с оркестром Гостелерадио на новогоднем огоньке, оправдалась, т.к. был один секрет, не известный ни участникам передачи, ни телезрителям. Дело в том, что приглашенный доктор, т.е. я, был еще и профессиональным певцом, исполнявшем ведущие оперные партии в известных европейских театрах. Поэтому эффект неожиданности привел тогда к оглушительному успеху.

Но самым судьбоносным оказалось присутствие на этом вечере главного психотерапевта Москвы г-на Слуцкого, которого поразил мой вокал и мои две специальности. Он рассказал мне о чрезвычайно интересном направлении - музыкальной терапии, которая уже в то время была чрезвычайно популярна в США и странах Европы. И он добавил, что я, как профессиональный врач и музыкант, мог бы сделать в этом направлении что-то незаурядное.

Признаться, до этой встречи я и понятия не имел о музыкальной терапии. Любопытство привело меня в Государственную медицинскую библиотеку, где, изучая данные литературы, я с удивлением узнал о попытках применять музыку и пение в медицине еще на заре человеческой цивилизации. Удивительных фактов было найдено довольно много, но обоснованных объяснений лечебных свойств музыки с точки зрения науки я не нашел.

Идея сделать какую-то исследовательскую работу в области музыкальной терапии и хоть как-то приблизиться к пониманию вопроса меня по-настоящему увлекла. При размышлении, с чего начать, в голову пришла довольно интересная идея. Что если с больными бронхиальной астмой позаниматься вокалом, научив их правильно дышать? Возможно это как-то облегчит их состояние?

Идея получила одобрение со стороны коллег, и через пару месяцев я приступил к работе в 63 клинической больнице г.Москвы, в 11-м аллергологическом отделении, где проходили стационарное лечение больные бронхиальной астмой в тяжелой форме. Многие из них получали гормональную терапию. В первой группе было около 15 человек, разного пола и возраста. Им было тяжело разговаривать, не то что петь, мучила одышка.

Когда методом пневмометрии (замер параметров дыхательных экскурсий) я стал изучать, как дышат больные астмой, то выяснилось, что практически 100% используют самый неправильный и вредный для организма верхне-реберно-ключичный способ дыхания, который приводит к гипервентиляции легких и спазмам бронхов.

Получив первую информацию, я с энтузиазмом взялся за дело, и стал учить пациентов певческому дыханию, как наиболее правильному. Известно, что в процессе вокализации следует использовать нижние ребра и диафрагму, мощную мышцу отделяющую грудную полость от брюшной. Мы начали с самых элементарных упражнений. Не надо забывать, что моими учениками были не студенты консерватории, а больные люди, и время не позволяло вести занятия годами. Это заставило меня разработать такую систему постановки голоса, которая позволяла в кратчайшие сроки пациентам овладевать собственным вокальным аппаратом настолько, чтобы им можно было пользоваться как инструментом лечения.

Надо сказать, что даже небольшое облегчение страданий пациентов для меня было бы большой победой, но результаты превзошли все ожидания. После 10-15 занятий у 65% больных наступили значительные улучшения дыхательной функции, стойко улучшилось настроение и повысилась работоспособность. До начала вокалотерапии и по окончанию было проведено всестороннее обследование больных: анализы крови, мокроты, показатели внешнего дыхания, электроэнцефалография (изучение электрической активности головного мозга) и пр. Положительная динамика просто ошеломляла. Хотелось понять, за счет чего происходят такие удивительные перемены в организме.

В данном клиническом исследовании впервые было отснято с помощью специально разработанной аппаратуры, как во время вокалотерапии вибрируют внутренние органы. Этого раньше ни делал никто в мире. Впоследствии были найдены способы определять резонансные ноты жизненно важных органов, использовать их для активизации кровообращения, а также для улучшения отделения мокроты у больных бронхиальной астмой.

Так постепенно и сложилась целая методическая система, использующая элементы академического пения и специальные упражнения в строго определенной последовательности для лечения и профилактики целого ряда заболеваний, которую я и назвал в 1993 году вокалотерапией.

В 1994 году в РУДН была защищена кандидатская диссертация на тему "Физиологические основы вокалотерапии" и опубликована книга "Здоровье по нотам". Вокалотерапия прописана в "Методах музыкальной терапии", утвержденных Минздравом России (А.Н.Разумов, С.В.Шушарджан, 2003).

Метод вокалотерапии и сам термин разошлись сегодня буквально по всему миру. Но хотелось бы отметить, что применять вокалотерапию, как метод могут люди, прошедшие специальное обучение. Сольное или хоровое пение, любые методики работы с голосом, даже если их применяют с лечебно-оздоровительной  целью, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВОКАЛОТЕРАПИЕЙ, имеющую четкую методическую структуру, научную  основу, разрешение к применению Минздрава РФ и автора - доктора медицинских наук, профессора С.В.Шушарджана.

Таким образом, несмотря на то, что эмпирические попытки применять музыку и пение насчитывают не одну тысячу лет, вокалотерапии до 1993 года не существовало! Надеемся, что лица, неверно трактующие термин вокалотерапия, теперь поймут истинное положение вещей и будут впредь использовать его по назначению, с соблюдением закона об авторских правах (т.е. ссылаясь на автора).

Обучать вокалотерапии или проводить ее имеют право только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную документально. Сегодня все желающие имеют возможность обучиться этому замечательному методу, который исцеляет, продлевает жизнь и делает человека счастливым. Для этого достаточно обратиться в Научно-исследовательский центр музыкальной терапии и восстановительных технологий.

Пойте на здоровье!