Критические замечания к статье  " Пензиной В.А. "Влияние пения на здоровье человека".
профессор С.В.Шушарджан

В журнале "Отечественные традиции в воспитании и современная школа",- Санкт-Петербург, №15, 2012 г., была опубликованиа статья  Пензиной В.А. "Влияние пения на здоровье человека".
В этой статье автор,казалось бы, пытается сделать благое дело, раскрыть  значение пения для здоровья человека. Исторические аспекты применения музыки с лечебной целью отражены в вводной части. При этом здесь активно используются цитаты из  разных источников  литературы, включая наши работы, которые почему-то автор позабыл указать. 
Вообще, в данной статье отражены типичные ошибки, которые к сожалению встречаются сплошь и рядом -  путаются термины, определения, допускаются неточности, а в целом допускаются очень серьезные нарушения авторских прав.
Особенно огорчают запрещенные приемы: где-то упомянуть один- два раза имя  автора, далее в списке литературы поставить одну- две ихз его работ, а потом беззастенчиво заполнить статью на 30% -75% фактически чужим материалом. 
Так произошло и в данной статье.
Ниже приведены цитаты (для удобства восприятия они выделены красным цветом и расположены между двумя горизонтальными линиями), заимствованные из наших работ, которые г-жой Пензиной никак не обозначены. 


Вокалотерапия – это направление восстановительной медицины, в методологической основе которого лежит использование вокального искусства с лечебно-профилактической целью.
На сегодняшний день вокалотерапия является одним из эффективных методов лечения, профилактики и реабилитации различных заболеваний. Наиболее частыми показаниями к применению вокалотерапии по данным различных литературных источников, являются:
- функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница;
- некоторые психические заболевания;
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- заболевания желудочно-кишечного тракта;
- частые простудные заболевания;
- заболевания органов дыхания, в их числе бронхиальная астма;
- отставание в развитии, заикание.

При наличии показаний вокалотерапия назначается без ограничений возраста и пола. Особенно эффективна вокалотерапия при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно-сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости. Есть данные о пользе пения при синдроме Альцгеймера.

Противопоказаниями являются:
- острые состояния, в том числе с невыясненной этиологией;
- состояние после полостных оперативных вмешательств;
- общее тяжелое клиническое состояние.
В зависимости от диагноза, общего состояния пациента методы вокалотерапии могут применяться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами лечения, например, с лекарственной терапией, ваннами, массажем, рефлексотерапией и т.д.
Использование вокалотерапии в лечебных целях основано на вибрационном воздействии звука на основные системы организма: сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную, пищеварительную.
Пение, как и разговорная речь, возникает благодаря двигательной функции дыхания, фонации (звучания) и артикуляции (формирования звуков). Вибрация живым звуком во время лечебного пения представляет собой колебательные движения звуковой волны голосовых связок, которая резонирует в области груди, живота, гортани, черепа. Получается своеобразный массаж внутренних органов, улучшающий кровообращение и оказывающий благотворное влияние на организм человека. Во время пения человек вдыхает быстрее, чем выдыхает, за счет чего в крови накапливается углекислый газ и снижается "дозировка" кислорода. Процесс гипоксии – раздражитель, активизирующий внутренние силы организма, вынужденного работать в усиленном режиме.
Пение, как лечебно-оздоровительное воздействие, позволяет регулировать процессы дыхания, мышечный тонус и состояние психики пациента. Дыхательные мышцы, а также мышцы гортани, глотки, ротовой полости находятся в функциональной зависимости от работы голосового аппарата, так как сила звука регулируется тренированностью дыхания и тонусом дыхательной мускулатуры. Таким образом, усилия вокалотерапевта направлены на укрепление легких, трахеи, бронхов, гортани и носоглотки больного.

Пропевание звуков – вокализация, основано на умении правильно дышать и пользоваться естественным звучанием голоса. Вокально-дыхательные упражнения, увеличение протяжности звучания, навыки релаксации постепенно укрепляют диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, гладкую мускулатуру органов дыхания, тем самым способствуя изменению типа дыхания на диафрагмальное. Занятия по методу вокалотерапии предполагают постепенное увеличение нагрузки на дыхательный аппарат пациента в соответствии с певческой нагрузкой, что, в свою очередь, позволяет приобрести навык полного дыхания, которым пользуется здоровый человек по мере необходимости.
Изменение глубины вдоха и выдоха во время звучания, произвольные задержки и расслабления в процессе лечебного пения позволяют участвовать в акте дыхания средним и нижним сегментом долей легких, улучшая газо-и-энергообмен, стимулируя нервную и иммунную системы.
Правильно функционирующая здоровая дыхательная система сама по себе является защитным механизмом от инфекционно-аллергического воздействия окружающей среды. Это позволяет использовать вокалотерапию в комплексе лечебно-оздоровительных методов для улучшения качества жизни больного.
Дефекты дыхания и его ослабление – явления столь же частые, как деформация стоп и искривление позвоночника. Это связано со многими причинами, но одна из них – физическая ослабленность детей и взрослых. Нарушение в работе защитного механизма верхних дыхательных путей, слабо работающий дыхательный аппарат, незакаленность, малоподвижность, неумение преодолевать стрессы (низкая психологическая культура) приводят к затруднениям, функциональным нарушениям и заболеваниям дыхательной системы, к ослаблению иммунитета. Это проявляется инфекционно-аллергическим поражением респираторного тракта, острыми и рецидивирующими процессами, одним из которых является бронхиальная астма.
Применение вокалотерапии в лечении бронхиальной астмы путем постепенного увеличения нагрузки на дыхательную систему позволяет значительно улучшить состояние больного:
- восстановить правильное дыхание;
- укрепить мускулатуру дыхательных путей;
- стабилизировать газо-и-энергообмен;
- снизить прием лекарственных препаратов;
- добиться стойкой ремиссии;
- уменьшить тяжесть заболевания и частоту обострений;
- достичь психофизического равновесия.
Таким образом, комплексное занятие по вокалотерапии включает:
- звуковые и вокальные упражнения;
- приемы релаксации;
- освоение комплекса дыхательной гимнастики;
- вокализацию;
- ведение дневника самонаблюдений;
- закаливания;
- психологическую поддержку больного.
Характерно, что в качестве функциональной музыки в вокалотерапии используется духовная, народная и классическая музыка, но никак не эстрадная. Закономерность подобного выбора обусловлена имманентными особенностями существования данных стилей.
Обращение вокалотерапии к духовной музыке вполне естественно связано с тем, что большинство ее произведений рассчитано на вокальное исполнение, но в то же время важнейшая функция церковного пения заключается в возможности достижения исполнителями и слушателями катарсиса как эстетического очищения, возвышения посредством музыки.
Классическая музыка в современном обществе считается музыкальным эталоном гармонии и совершенства. Данное мнение интуитивно исходит из того, что она “хранит в себе онтологическую концепцию христианства о двуединстве мира (земного и небесного начал). Мыслимое в пространственных образах восхождение души было символом ее духовного устремления, духовного подвига…“. В то же время вся классическая музыка своими корнями уходит в практику народного музыкального творчества. Так, массовые формы народных действ – праздников, танцевальных и танцевально-песенных форм человеческих общностей – при многократном повторении становятся основой духовного единства этноса, формируя его чувство красоты и внутренней гармонии.
Механизм лечебно-оздоровительного воздействия пения не случайно основывается на использовании системы активного классического вокального тренинга, целью которого является повышение резервных возможностей организма человека, коррекции нарушенных функций. Подтверждением огромного влияния классического пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей (И.С. Козловский, М.Д. Михайлов, С.Я. Лемешев, П.Г. Лисициан, Г.П. Вишневская).


Впечатляет, не правда ли?
Теперь по существу. Музыка действительно применялась великими мудрецами древности с лечебной целью. Есть только один нюанс - это применение было исключительно эмпирическим. Исторические попытки применять пение с лебной целью ограничивались психотерапевтическими задачами.
Г-жа Пензина пишет: "Не случайно лечебное воздействие художественного пения, вокалотерапии, характер ее применения в лечебно-оздоровительной практике показаны музыкотерапевтом, искусствоведом, врачом и музыкантом С.В. Шушарджаном. Его идея о введении в практику лечения больных пением впервые прозвучала на Первом Международном симпозиуме по музыкотерапии в Москве в 2000 году."
Это неточность. Термин "вокалотерапия" и сам метод был предложен нами в 1993 г., после нескольких лет научных и клинических исследований! В 1994 году была защищена кандидатская диссертация на тему "Физиологические основы вокалотерапии" и опубликована книга "Здоровье по нотам", на которую г-жа Пезина ссылается, но неверно указывает издательство.
Вокалотерапия прописана в "Методах музыкальной терапии", утвержденных Минздравом России (А.Н.Разумов, С.В.Шушарджан, 2003).
Поэтому не следует путать размытое понятие "пение с оздоровительной или лечебной  целью" и вокалотерапию, имеющую научную  основу, четкую последовательность методических приемов и разрешение к применению от Минздрава РФ. Сольное или хоровое пение, любые методики работы с голосом, пусть самые замечательные, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВОКАЛОТЕРАПИЕЙ!
Никто не имеет право вторгаться в уже отработанный лечебный метод со своей интерпритацией или домыслами, давать свои определения, этим вносить путаницу в головы читателей, а тем более,не будучи врачом или сертифицированным музыкальным терапевтом, затрагивать клинические вопросы.
Таким образом, г-жа  Пензина в одной статье несколько раз самым серьезным образом нарушила закон об авторских правах,  опубликовав фактически плагиат.
В этой связи мы требуем от автора публично признать свои ошибки, а редакцию журнала, опубликовавшую плагиат,  изъять статью и принести извинения автору.

 

Примечание*: В последнее время вокалотерпию стали предлагать различные "специалисты" и организации, которые не прошли специального обучения, и не имеют права применять  данный метод. Спрашивайте сертификаты соответствия и образовательные документы у лиц, предлагающих подобные услуги. Подменять вокалотерапию банальными уроками пения или другими методиками - это мошенничество. Просим сообщать о таких случаях в Национальную Ассоциацию музыкальных терапевтов, юристы которой смогут разобраться со всеми нарушениями по закону.