Влияние пения на здоровье человека
Пензина В.А.

Из истории лечебного воздействия музыки на человека

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности.

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии.

Связь музыки и медицины символизировали Аполлон – покровитель искусств – и его сын Асклепий – покровитель врачевания.

Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.

В классической Греции музыкальное искусство воспринималось как триединство "мусических искусств" – поэзии, танца и собственно музыки.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

Идеи о влиянии искусства на человека Аристотель (IV в. до н.э.) развивал в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства. Он указывал, что такое очищение (катарсис) подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства – следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества.

Одним из важнейших понятий в этике Пифагора (VI в. до н.э.) была "эвритмия" – способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н.э.). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций. А, по мнению Платона (IV в. до н.э.), снятию головной боли помогали лечебные травы, их воздействие усиливалось пением и музыкой магического характера.

Врач Асклепий музыкой утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим. Гомер в "Одиссее" повествует о лечении ран воинов звуками музыки, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире. По мнению древних греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения.

В трактате римского государственного деятеля философа Боэция (480-524) "Наставления к музыке" повествуется, что музыканты "Терпандр и Арион из Метимны посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. А Исмений Фиванский... избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли".

Итальянский музыкальный теоретик Средневековья Дж. Царлино (1517-1590) описывает, как Сенократ звуками трубы возвратил здоровье безумным, а Талет звучанием древнего музыкального инструмента кифары излечил чуму. Пророк Давид игрой на кифаре и пением помог библейскому царю Саулу избавиться от депрессии.

Античные и средневековые авторы Западной Европы, также как и восточные мудрецы, отмечают и прослеживают связь музыки и медицины, подчеркивая идею о необходимости изучения искусства (овладения игрой на музыкальных инструментах, пением и т.д.) для более глубокого освоения медицины.

Интересно, что подобная установка стала, затем, обязательным требованием, для университетов Европы. К примеру, на медицинском факультете Сорбонны с 1426г. студентам-медикам предписывалось пройти обучение и аттестацию по различным видам искусства. И, совсем не случайно, такое обучение обосновывалось в учебнике Иоганна де Муриса (1290-1351), последователя взглядов Боэция.

Главная мысль, связывающая музыку и медицину – это представление о музыке как бы пронизывающей все тело, точнее сказать, мысль о "музыкальном наполнении" человеческого пульса. Она берет свое начало от врача Герофилоса, жившего в IV в. до н.э. в Александрии.

Показательно, что вопросами изучения связи пульса с музыкой занимались выдающиеся исследователи эпохи Возрождения и среди них Леонардо да Винчи (1452-1519). Он первый обратился к вычислению ударов пульса за конкретное время.

В течение следующих столетий эта идея отошла на второй план, но в начале ХХ века последовало ее новое развитие. Так, Э. Курт все звучащее в музыке считает воплощением "энергетических" процессов, совершающихся во Вселенной. Содержание их представляет постоянно движущиеся психические состояния, время от времени меняющие свое направление. Их энергия переходит из симфонии звуков в симфонию энергетических потоков. Это выводит нас на соотношение таких понятий, как человек и мир; жизненный и трансцендентальный опыт; единичное и всеобщее; жизнь, "преджизнь" и "сверхжизнь" (П. Тейяр де Шарден), сознательного и бессознательного; измененных состояний сознания и трансперсонального опыта.

Исходя из этого, мы можем отчетливо представить, как, используя подобные энергетические потоки, в глубокой древности лечили больных людей.

В Древней Руси постоянное обращение русского народа к пению было продиктовано, скорее всего, самой природой человеческого организма. Облегчение души, даже излечивание каких-то болезней, происходило на подсознательном уровне.

О том, что звук благодаря своей волновой природе может влиять на живые организмы, стало известно не так давно. Оказалось, что, воздействуя на клетки звуками определенной высоты и длительности, можно изменять их активность. А значит, корректировать состояние кожи, мышц, внутренних органов, нервной системы. Ученые научно-исследовательского центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий при Российском научном центре восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ считают, что самый простой и эффективный способ музыкального воздействия на клетки организма – конечно, пение, или по научному – вокалотерапия.

Еще одна положительная особенность русской народной песни: чаще всего она исполнялась без музыкального сопровождения или под минимум его. Это давала возможность исполнителям лучше слышать друг друга, подстраивать друг под друга разные голоса, откуда естественным образом рождалось многоголосие.

Обратим внимание на гортань, у которой есть одна необычная особенность. Когда мы слушаем речь или пение, мышцы ее тоже двигаются. Мы, сами того не замечая, как бы автоматически повторяем за говорящим или поющим то, что слышим. Поэтому необходимо знать, что плохие голоса наносят вред не только организму говорящего или поющего, но и организму слушателя, поскольку неправильная мышечная координация из звукообразущего комплекса проецируется на мышцы слушателя. Ранние люди интуитивно понимали важность правильного звучания голоса. Собираясь вместе, пели хором. И поэтому тот, кто не обладал вокальными способностями, кто не мог владеть своей гортанью, как бы подстраивался под правильное звукообразование, нормализуя мышцы гортани, что благотворно влияло на весь организм. Кроме того, громкое звучание множества голосов заставляло вибрировать и внутренние органы певцов, что, помимо эстетического удовольствия, приносило и другую пользу. Голос, заставляя вибрировать весь организм, выполняет функцию восстановителя здоровья, потому что наши вибрации – самое лучшее средство для очищения организма.

В отличие от своих предков мы полностью игнорируем способность голоса, восстанавливать физические силы. А ведь были времена, когда крестьяне, возвращаясь домой с поля, пели, когда солдаты пели во время больших походов. При пении из организма удаляется молочная кислота, образующаяся при больших нагрузках, расширяются сосуды.

Кроме песен, которые требовали сильных голосовых возможностей от исполнителя, есть и такой жанр, в котором важно чувство, неторопливая негромкая напевность. Это колыбельные и детские песни, сказки с напевами. Они важны для воспитания в детях не только музыкальных и творческих навыков, но и развития памяти, становления уравновешенной психики.

С XX века в России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. В начале века известный психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) начал изучать влияние музыки на организм человека. Ученый пришел к выводу, что музыка может избавлять от усталости и заряжать человека энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. По инициативе В.М. Бехтерева в России в 1913 году был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина и других выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечнососудистую, дыхательную, центральную, нервную систему. Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх, в первую очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительные же эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе с взрослыми пациентами и детьми.

Во Франции и Голландии музыкотерапия широко используется и в практике психотерапии, и в хирургии. При этом музыка подбирается с учетом ее физиологического воздействия на организм, особенностей человека, его заболевания. В Голландии музыка используется и при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Определенная классическая музыка оказывает позитивное влияние на сердечно-сосудистую систему человека, помогает справиться с одиночеством, улучшает самочувствие человека.

Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и преобразуются там в электрические импульсы, направляемые в мозг. Некоторые попадают в слуховые нервы и воспринимаются как звуки, другие – в мозжечок, ответственный за сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они передаются в систему, контролирующую эмоции и выделение биохимических веществ, в том числе гормонов, влияющих на организм. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также поступает в кору головного мозга, регулирующую высшие психические функции человека, сознательное управление его поведением.

По мнению А. Томатиса, ухо – один из органов, формирующих человеческое сознание. До него большинство исследователей не обращало внимание на то, что слышание – лишь сторона большего динамического процесса, в котором задействована каждая клетка тела. Звук является одним из энергетических источников мозга и всего организма. Выявлена непосредственная связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и состоянием здоровья.

Эффективность использования разных видов арттерапии в коррекции и лечении подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин, И.М. Гринева и др.), вокалотерапии (С.В. Шушарджан).

Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства, особенно музыка и художественное пение, оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека. Не случайно лечебное воздействие художественного пения, вокалотерапии, характер ее применения в лечебно-оздоровительной практике показаны музыкотерапевтом, искусствоведом, врачом и музыкантом С.В. Шушарджаном. Его идея о введении в практику лечения больных пением впервые прозвучала на Первом Международном симпозиуме по музыкотерапии в Москве в 2000 году.

Современная вокалотерапия

Лечение песней

Сегодня в Европе и во всем мире широко используются, приобретая все большую популярность, методы физического, психического и духовного целительства, относящиеся к области альтернативной медицины. Умение поддерживать свое здоровье в хорошем состоянии является и требованием времени, и показателем общей культуры личности. Но всегда ли нам удается справиться с плохим самочувствием, тягостными мыслями, настроить свой внутренний мир на волну радости, гармонии, любви? К оздоровительным практикам, позволяющим преодолеть многие психологические и духовные проблемы, относятся разнообразные направления современной арттерапии, в частности, вокало-и-музыкотерапия.

Песня может заменить лекарство. Внутренний мир человека сравним с гаммой определенных смыслов, понятий, мотивов. Однако жизнь преподносит немало такого, от чего внутренняя гармония искажается и на "рояле" нашей души ничего не сыграешь. Он расстроен. С помощью таблеток и уколов его не настроишь: нужен более тонкий инструмент. А когда человек поет, конфигурация его душевного пространства изменяется. Возникает эстетическое – "умное" – переживание, способное грубые, агрессивные мышечные импульсы переплавлять в катарсис, в состояние душевного покоя. Надо только правильно выбрать песню, что и делает психотерапевт, занимающийся вокалотерапией. Песни же, как и люди, бывают разные: веселые и грустные, романтичные и мобилизующие, философские и сближающие людей. Таким образом, вокалотерапия – это пение, исцеляющее душу.

Пение продлевает жизнь

Современная наука доказала, что звук производит изменения в частоте колебаний физического тела и тонких тел. Эти изменения, в свою очередь, влекут за собой исцеление и обновление. Пение оказывает влияние и на психику человека.

Так, светлая, одухотворенная музыка подводит человека к более глубокому соприкосновению со своей собственной сокровенной сущностью, помогает избежать многих ошибок на пути своего духовного совершенствования. Слушание музыки и пение развивает образное мышление, давая пищу воображению. Музыка позволяет человеку стать творческой личностью. Она – источник духовного совершенствования, зажигает в сердце огонь, озаряет душу. С помощью музыки и пения очищается сознание.

Вокалотерапия – это направление восстановительной медицины, в методологической основе которого лежит использование вокального искусства с лечебно-профилактической целью.

На сегодняшний день вокалотерапия является одним из эффективных методов лечения, профилактики и реабилитации различных заболеваний. Наиболее частыми показаниями к применению вокалотерапии по данным различных литературных источников, являются:

- функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница;

- некоторые психические заболевания;

- заболевания сердечно-сосудистой системы;

- заболевания желудочно-кишечного тракта;

- частые простудные заболевания;

- заболевания органов дыхания, в их числе бронхиальная астма;

- отставание в развитии, заикание.

При наличии показаний вокалотерапия назначается без ограничений возраста и пола. Особенно эффективна вокалотерапия при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно-сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости. Есть данные о пользе пения при синдроме Альцгеймера.

Противопоказаниями являются:

- острые состояния, в том числе с невыясненной этиологией;

- состояние после полостных оперативных вмешательств;

- общее тяжелое клиническое состояние.

В зависимости от диагноза, общего состояния пациента методы вокалотерапии могут применяться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами лечения, например, с лекарственной терапией, ваннами, массажем, рефлексотерапией и т.д.

Использование вокалотерапии в лечебных целях основано на вибрационном воздействии звука на основные системы организма: сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную, пищеварительную.

Пение, как и разговорная речь, возникает благодаря двигательной функции дыхания, фонации (звучания) и артикуляции (формирования звуков). Вибрация живым звуком во время лечебного пения представляет собой колебательные движения звуковой волны голосовых связок, которая резонирует в области груди, живота, гортани, черепа. Получается своеобразный массаж внутренних органов, улучшающий кровообращение и оказывающий благотворное влияние на организм человека. Во время пения человек вдыхает быстрее, чем выдыхает, за счет чего в крови накапливается углекислый газ и снижается "дозировка" кислорода. Процесс гипоксии – раздражитель, активизирующий внутренние силы организма, вынужденного работать в усиленном режиме.

Пение, как лечебно-оздоровительное воздействие, позволяет регулировать процессы дыхания, мышечный тонус и состояние психики пациента. Дыхательные мышцы, а также мышцы гортани, глотки, ротовой полости находятся в функциональной зависимости от работы голосового аппарата, так как сила звука регулируется тренированностью дыхания и тонусом дыхательной мускулатуры. Таким образом, усилия вокалотерапевта направлены на укрепление легких, трахеи, бронхов, гортани и носоглотки больного.

Пропевание звуков – вокализация, основано на умении правильно дышать и пользоваться естественным звучанием голоса. Вокально-дыхательные упражнения, увеличение протяжности звучания, навыки релаксации постепенно укрепляют диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, гладкую мускулатуру органов дыхания, тем самым способствуя изменению типа дыхания на диафрагмальное. Занятия по методу вокалотерапии предполагают постепенное увеличение нагрузки на дыхательный аппарат пациента в соответствии с певческой нагрузкой, что, в свою очередь, позволяет приобрести навык полного дыхания, которым пользуется здоровый человек по мере необходимости.

Изменение глубины вдоха и выдоха во время звучания, произвольные задержки и расслабления в процессе лечебного пения позволяют участвовать в акте дыхания средним и нижним сегментом долей легких, улучшая газо-и-энергообмен, стимулируя нервную и иммунную системы.

Правильно функционирующая здоровая дыхательная система сама по себе является защитным механизмом от инфекционно-аллергического воздействия окружающей среды. Это позволяет использовать вокалотерапию в комплексе лечебно-оздоровительных методов для улучшения качества жизни больного.

Дефекты дыхания и его ослабление – явления столь же частые, как деформация стоп и искривление позвоночника. Это связано со многими причинами, но одна из них – физическая ослабленность детей и взрослых. Нарушение в работе защитного механизма верхних дыхательных путей, слабо работающий дыхательный аппарат, незакаленность, малоподвижность, неумение преодолевать стрессы (низкая психологическая культура) приводят к затруднениям, функциональным нарушениям и заболеваниям дыхательной системы, к ослаблению иммунитета. Это проявляется инфекционно-аллергическим поражением респираторного тракта, острыми и рецидивирующими процессами, одним из которых является бронхиальная астма.

Применение вокалотерапии в лечении бронхиальной астмы путем постепенного увеличения нагрузки на дыхательную систему позволяет значительно улучшить состояние больного:

- восстановить правильное дыхание;

- укрепить мускулатуру дыхательных путей;

- стабилизировать газо-и-энергообмен;

- снизить прием лекарственных препаратов;

- добиться стойкой ремиссии;

- уменьшить тяжесть заболевания и частоту обострений;

- достичь психофизического равновесия.

Таким образом, комплексное занятие по вокалотерапии включает:

- звуковые и вокальные упражнения;

- приемы релаксации;

- освоение комплекса дыхательной гимнастики;

- вокализацию;

- ведение дневника самонаблюдений;

- закаливания;

- психологическую поддержку больного.

Характерно, что в качестве функциональной музыки в вокалотерапии используется духовная, народная и классическая музыка, но никак не эстрадная. Закономерность подобного выбора обусловлена имманентными особенностями существования данных стилей.

Обращение вокалотерапии к духовной музыке вполне естественно связано с тем, что большинство ее произведений рассчитано на вокальное исполнение, но в то же время важнейшая функция церковного пения заключается в возможности достижения исполнителями и слушателями катарсиса как эстетического очищения, возвышения посредством музыки.

Классическая музыка в современном обществе считается музыкальным эталоном гармонии и совершенства. Данное мнение интуитивно исходит из того, что она “хранит в себе онтологическую концепцию христианства о двуединстве мира (земного и небесного начал). Мыслимое в пространственных образах восхождение души было символом ее духовного устремления, духовного подвига…“. В то же время вся классическая музыка своими корнями уходит в практику народного музыкального творчества. Так, массовые формы народных действ – праздников, танцевальных и танцевально-песенных форм человеческих общностей – при многократном повторении становятся основой духовного единства этноса, формируя его чувство красоты и внутренней гармонии.

Механизм лечебно-оздоровительного воздействия пения не случайно основывается на использовании системы активного классического вокального тренинга, целью которого является повышение резервных возможностей организма человека, коррекции нарушенных функций. Подтверждением огромного влияния классического пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей (И.С. Козловский, М.Д. Михайлов, С.Я. Лемешев, П.Г. Лисициан, Г.П. Вишневская).

“Наш главный инструмент – голос” (методика Д.Е. Огороднова)

Вокалотерапия как активный метод коррекции природных данных (голоса, слуха и др.) рассматривается некоторыми специалистами, прежде всего, с позиции овладения техникой звукоизвлечения. Звук имеет над нами удивительную власть: он может и растрогать, и ранить, и избавить от боли. В звуке голоса, его интонациях проявляется отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Поэтому голос – это, прежде всего, тест для определения качественного состояния личности – ее цельности, внутренней сбалансированности. Занятия пением, овладение приемами классического и всеми формами народного певческого искусства – один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни. К сожалению, эта бесценная по своим достоинствам форма досуга в значительной степени утрачена в нашей стране и очень мало используется при воспитании современных детей.

Наряду с уже сложившимися мнениями складываются и новые методики вокального воздействия на человека. Одной из них является методика комплексного музыкально-певческого воспитания, созданная выдающимся вокальным педагогом Дмитрием Ерофеевичем Огородновым (р. 1916г.). Его методика создавалась с учетом новейших открытий в области нейрофизиологии, с использованием знаний об особенностях функционирования высшей нервной системы человека и в согласии с ними. Поэтому принципы работы с голосом, разработанные Д.Е. Огородновым, имеют прежде всего оздоровительный эффект и параллельно решают сложнейшую задачу коррекции природных данных человека. Эта теория разрабатывалась Д.Е. Огородновым в течение более чем 25 лет на базе школ-интернатов Ленинградской области и города Москвы. Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. По мнению Д.Е. Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность.

Голос человека тесно связан с его физическим состоянием, внешностью, эмоциями и внутренним миром. Быть в ладу со своим голосом значит быть в ладу с самим собой и окружающим миром. "Управление голосом – основа управления собой", – считает Дмитрий Ерофеевич. Мозг человека формируется на основе деятельности его гортани. Научить правильно дышать, согласовывать работу мышц голосового аппарата – значит, помочь чувствовать, жить гармоничнее, полнее.

Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью и пластичностью, богатой нервной организацией. Д.Е. Огороднов, согласовывая движения рук и певческого аппарата, выделяет их в более сложную, но и одновременно совершенную систему. Автором выстроена система специальных упражнений, где все начинается с простейшего, легко выполнимого движения, а каждое последующее упражнение немногим отличается от предыдущего. Это Д.Е. Огороднов называет "минимальным шагом программы", что является важнейшей особенностью данной методики, как и применение наглядных схем-алгоритмов. Все алгоритмы составлены в строгой музыкальной форме и включают в себя решение задачи не только постановки голоса учащегося, но и развитие у него ладового чувства, чувства метроритма и музыкальной формы. В центре данной методики стоит вопрос о правильном полноценном функционировании голосового аппарата не только учащихся, но и самого педагога. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:

1) художественное тактирование;

2) работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности;

3) ладо-вокальные жесты;

4) декламация с жестикуляцией;

5) вспомогательные движения при вокальной работе над песней;

6) поиски выразительных движений во время слушания музыки.

Первые три вида движений автор называет дидактическими, так как каждый из них строго регламентирован и требует точности в выполнении их формы. Остальные носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию. В работе по постановке голоса в академической манере Д.Е. Огороднов рекомендует опираться на речевые навыки, которые значительно опережают вокальное развитие. В помощь педагогам в вокальной работе по алгоритму Д.Е. Огородновым была составлена памятка, в которой содержатся рекомендации автора. Вот лишь некоторые из них:

- чтобы слух следил за голосом, следи неотрывно за движением руки. Рука и глаз дружны, как слух и глаз;

- хочешь работать перспективно – работай фундаментально. Фундамент голоса – внизу диапазона, там же – кладовая тембра, там же – свободная, выразительная артикуляция.

Сегодня методику Д.Е. Огороднова знают и с успехом используют не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, Болгарии, Германии, Италии, Испании, Израиле, в Соединенных штатах Америки (Калифорнийский университет) и даже в Австралии. Ее называют «открытием века», достойным Нобелевской премии.

Итак, в отличие от музыкотерапии («скорой музыкальной помощи») – метода быстрого и не слишком трудоемкого выведения человека из тяжелого депрессивного состояния, снятия негативных эмоциональных установок, деструктивных программ подсознания, вокалотерапия – это длительная работа над собой. Чтобы добиться результатов требуется терпение, упорство воли и большое желание изменить себя: стать более совершенным, с точки зрения психофизиологии, человеком.

 Библиография

1. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. – М., 2000.
2. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание в младшей школе. – Киев, Музычна Украина, 1988.
3. Огороднов Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой. – Свердловск, 1981.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 1999.
5. Синкевич В.А. Воздействие объемного акустического поля на человека. Психологический аспект (музыкальная психотерапия). – Тольятти,1992.
6. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. – М., Медицина, 1994.
7. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М., 1998.