Музыкотерапия аутизма

  Ранний детский аутизм (РДА) серьезно изучается исследователями различного профиля. Это связано с высокой частотой данной патологии и большим процентом детской инвалидности. «Особые» дети зачастую страдают от бессонницы, что причиняет дискомфорт не только им, но и всем членам семьи, отбирая много сил и здоровья. 

Альтернативная терапия аутизма направлена, в первую очередь, на устранение разобщенности семьи. Известно, что найти возможность для семейного отдыха с детками, имеющими особое поведение, довольно сложно. Это связано как с паталогией, так с отношением окружающих к ребенку (нетерпимость, агрессия, холод).
Как следствие, происходит вторичная аутизация семьи.

  Сужается круг общения, сокращается количество выходов в общественные места, происходит замыкание на собственных проблемах. Следовательно, возникает повышенная раздражительность, депрессивность, нежелание идти на контакт. Решение о целесообразности разработки комплексной психологической помощи становится все более обоснованным. Подбор правильной программы, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребенка с ранним детским аутизмом, так и его семьи, – главная цель, которую ставит нетрадиционная терапия аутизма [1].
Корень развития детского аутизма заложен в хроническом стрессе родителей.

Как записаться на прием? Узнать подробнее
   

 

 Данное открытие переосмысливает подход к проблеме, предлагая не только лечение ребенка, но и параллельное оказание помощи родителям. На этом положении основываются все современные нетрадиционные методы лечения аутизма. Испытание взрослыми состояния подавленности, растерянности, неполноценности, что усиливается боязнью за жизнь и здоровье ребенка, не лучшим образом сказывается и на формировании малыша как личности. Еще больше ситуацию усугубляет неутешительное сравнение своего ребенка с «нормальными» детьми. Как следствие возникает напряженность, скрытая или явная конфликтность семейных отношений, взаимные обвинения родителей [2].


Длительное эмоциональное напряжение не лучшим образом сказывается на здоровье всех членов семьи. Поэтому альтернативные методы лечения аутизма учитывают важность обеспечения максимально комфортного пространства, в котором родители аутичного ребенка смогут отвлечься от трудностей, отдохнуть и получить позитивный антистрессовый заряд.
Практические исследования подтверждают, что музыкотерапия при аутизме имеет высокую эффективность в программах коррекции и развития личности детей, страдающих патологией, и их родителей.
Как показала наша практика, аутизм у детей прекрасно компенсируется комбинацией музыкотерапии и арт-терапевтических технологий (рисунок, лепка и пр.). У нас функционирует специальный кабинет музыко-арт-терапии, где проводятся музыкальные занятия с аутистами. С помощью уникальных методов наши специалисты добиваются впечатляющих результатов даже в очень сложных случаях.


Музыко-арт-терапия на сегодняшний день, является одной из наиболее эффективных интегративных методик коррекции.
Большинство проблем детей-аутистов связано со страхами, в частности, с агрессивным поведением и аутоагрессией. Поэтому, в первую очередь, музыкальная терапия для детей с аутизмом направлена на создание антистрессовой экосреды на занятиях и дома. Для этого используется комплекс разработанных и сертифицированных музыкально-терапевтических рецептивных программ «Музыка здоровья» [4].
Занятия активным творчеством (рукоделие, рисование и пр.) в комбинации с грамотно подобранным музыкальным сопровождением являются одним из очень эффективных способов коррекции детского аутизма [4].


Аутизм у детей сопровождается расстройством различных психологических функций: воображения, внимания, умения выражать свои чувства. Имеются сложности с распознанием эмоций, выраженных мимикой и жестами, что затрудняет коммуникацию. Тем не менее, эмоции, выраженные иначе (например, с помощью рисунка и музыки), воспринимаются «особыми» детьми намного легче. Невербальные средства зачастую являются единственно возможными для понимания, выражения и проявления сильных переживаний у аутичных детей.
Музыкально-арт-терапевтический процесс в данном случае является тем восстановительным механизмом, который дает возможность разрешения внутренних конфликтов и катарсиса. Музыкальные занятия для детей с аутизмом также создают хорошие возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями [3].


В НИЦ музыкальной терапии и восстановительных технологий регулярно проводятся тренинги по музыко-арт-терапии, где музыкальные терапевты, психологи, педагоги и врачи получают необходимые знания и умения для использования музыко-арт-терапии в работе с детками с данной патологией. Музыкальная терапия с аутистами позволяет в относительно короткие сроки стабилизировать психофизиологическое состояние, освоить социально приемлемые модели поведения и активизировать достойное межличностное взаимодействие.

 Литература:
1. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
2. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
3. Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М. : Просвещение, 1998- 159 с.
4. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., изд. «Антидор», 1998, 363 с.

 * Примечание. При публикации данной статьи ссылка на сайт www.doctor-art.ru обязательна

«особых» детей и их родителей.

Практика показала высокую эффективность данного метода в программах коррекции и развития личности детей, страдающих аутизмом, и их родителей.